Определение типа и места урока в теме
Структура процесса усвоения
знаний представляет собой логическую цепочку: восприятие, осмысление,
запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. Типология урока
зависит от этапа организации деятельности по усвоению знаний. Существуют различные подходы к типологии урока. В своей
работе я отдаю предпочтение деятельностному подходу, поэтому для себя я выбрала
типологию уроков Т. И. Шамовой:
1. Организационный урок.
2. Изучение и первичное применение знаний и способов деятельности.
3. Закрепление знаний и способов деятельности.
4. Комплексное применение знаний и способов деятельности.
5. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
6. Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
7. Коррекция знаний и способов деятельности.
Планирование урока зависит
от его типа, так как каждый из уроков имеет свою дидактическую цель и задачи.
Определение целей урока
Цель
– это заранее запланированный результат, который человек должен получить в
будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Выделяются обучающие (когнетивные) цели
и цели, направленные на развитие ребёнка (аффективные).
Существует ряд требований к постановке
целей:
•
Ставить так, чтобы её можно было
проверить (диагностичность цели).
•
Указывать, с помощью чего мы будем её
достигать (операциональность).
•
Указывать, какие уровни усваиваем на
уроке (уровневая постановка цели).
•
Реальная выполнимость цели.
Образовательная цель определяется на основе раздела программы, что должны знать и уметь учащиеся. Для формулирования образовательной цели я пользуюсь
следующим клише:
Организовать
деятельность учащихся по … (изучению и первичному закреплению, по применению
знаний, по обобщению и систематизации знаний и т. д. (в зависимости от типа
урока)) по теме …, в результате чего учащиеся будут знать …, уметь …
Прописывая образовательную цель таким
образом, я всегда знаю, что хочу увидеть в конце урока.
Так как за один урок невозможно развить
и воспитать ребенка, то для формулирования целей воспитания и развития можно
использовать следующие клише:
-
Создать условия для…
-
Содействовать…
-
Способствовать…
-
Поддерживать…
-
Предоставлять возможность…
-
Организовать ситуацию…
Определение последовательности и планирование результатов каждого
этапа урока
В основе любого урока лежит всё та же
логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение и систематизация, рефлексия. В связи с этим выделяют
набор этапов урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
- Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
- Этап первичной проверки понимания изученного.
- Этап закрепления.
- Этап применения изученного.
- Этап обобщения и систематизации.
- Этап контроля и самоконтроля.
- Этап коррекции.
- Этап информации о домашнем задании.
- Этап подведения итогов учебного занятия.
13.
Рефлексия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий