Организация сетевого взаимодействия


Школа попала в “Сеть”
Сеть Интернет – это то, что очень интересует современных детей. Все мы хорошо знаем, что детям интересно общаться в социальных сетях, играть в онлайн-игры, использовать Интернет в качестве источника информации.  Мы сетуем на то, что наши дети вместо чтения книг “зависают” в Сети, думаем, как их оттуда вытянуть. А нужно просто вспомнить о том, что учитель должен идти рядом со своими учениками. Социальные сети, так полюбившиеся нашим детям, дают им то, в чем они больше всего нуждаются: возможность самостоятельно принимать решения, чувствовать себя успешным, общаться с приятными людьми, быстро получать необходимую информацию, создавать собственные творческие работы, делиться своими достижениями со сверстниками. У нас, педагогов, есть два пути. Можно продолжать возмущаться и заставлять детей учиться по-старинке. А можно стать другом ребенку в виртуальном мире, использовать это увлечение в образовательном процессе.
Анкетирование, проведенное в 2013 году среди учащихся 5 - 11 классов гимназии №1 Волковыска (опрошено 95 учащихся) показало интересные результаты. У 99% учащихся имеется возможность выхода в Интернет через персональный компьютер, ноутбук, планшет или мобильный телефон. 75 % из них используют Интернет очень часто.

Учащиеся используют Интернет в основном для общения с друзьями (88%) и поиска ответов на вопросы (73%).

Вместе с тем для образовательных целей Интернет используется только половиной респондентов.

Почти 40% учащихся испытывают затруднения при поиске необходимой информации в сети Интернет.

63% учащихся испытывают необходимость использовать Интернет с образовательной целью во время учебных занятий.

Учащиеся считают, что Интернет можно и нужно использовать при проведении учебных занятий: для выполнения совместных заданий и создания совместных продуктов деятельности, для наглядной демонстрации учебного материала, самостоятельного изучения новой темы,  для представления заданий, подготовленных дома,  для использования электронных учебников,  решения тестовых заданий, работы в проекте.  просмотра видео-уроков, как дополнительный источник информации и др.
С 2013 года педагоги гимназии №1 г. Волковыска начали использование социальных сетей для организации сетевого взаимодействия в системах “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “учитель - родитель”. В гимназии функционируют предметные и классные сетевые сообщества.
Предметные сетевые сообщества «Похимичим?», «Машина времени», «Французский язык на отлично», «Я – за здоровый образ жизни», «Foreign pupils» и др. дают возможность глубже изучит учебный предмет, получить дополнительную информацию по изучаемым темам, стать участником предметного сетевого проекта.
Одним из первых предметных сообществ стало сообщество «Похимичим?».

 Основным направлением его работы является реализация учебных сетевых проектов по химии: “Водород - топливо будущего?”, «Неограниченные потребности – ограниченные ресурсы», «Неизвестное об известном» и др. На протяжении определенного учебного времени учитель химии Лебедевич Е.Н. организовала работу виртуальных экспериментальных лабораторий. Каждая экспериментальная лаборатория создала название, эмблему, девиз, совместную презентацию.
 В ходе реализации проекта ребята заполняли лабораторный журнал, таблицу продвижения команды в проекте, оценочные листы экспериментальных лабораторий, выполняли творческие задания, оценивали свою работу и работу товарищей. Для того, чтобы представить, как человечество использует водород ребята в сервисе http://wikiwall.ru/ создали виртуальную стенгазету “Использование водорода в истории человечества”.
Итогом проектов стала демонстрация достижений каждой химической лаборатории. Каждая лаборатория отстаивала свою точку зрения по заявленной проблеме, используя сервисы Web 2.0, работы, размещенные в сетевом сообществе, навыки, приобретенные в ходе совместной работы.
Классные сетевые сообщества «WEBКЛАСС», «Инновашки», «Познайки», «Умняшки», «Искатели» и др. объединяют классные коллективы.  
Сообщества закрыты для доступа посторонним людям, не содержат негативной и рекламной информации, что обеспечивает безопасное взаимодействие всех участников в сети Интернет. Участниками сообществ становятся ученики гимназии, их родители, педагоги, работающие в данном классе. Для того, чтобы стать участником такого сообщества, нужно получить приглашение или отправить запрос на вступление модератору. Приглашение высылает модератор сообщества (обычно учитель-предметник или классный руководитель) на адрес электронной почты учащегося или родителя. Можно найти сообщество в поиске, указав его название. Ссылки на все наши сообщества имеются на сайте гимназии http://gimn1volk.by/setevye-soobschestva/ Однако, получить доступ к информации сообщества может только его участник.
Сообщество «WEBКЛАСС»

Инструменты сообщества позволяют делиться текстовой, фото и видеоинформацией, размещать ссылки, проводить опросы и организовывать мероприятия. В таком сообществе информацию можно объединять по темам, что значительно облегчает навигацию и поиск. Самые полезные и наиболее востребованные сайты закрепляются в виде ссылок на панели быстрого доступа.

Сетевое сообщество используется в работе классного руководителя и учителя - предметника. Классный руководитель получает возможность оперативно информировать родителей и учащихся об основных организационных вопросах (расписание, объявления, оповещение об изменениях, поездках, экскурсиях и т.д.) с помощью инструмента «текст и ссылка», организовать мероприятий класса с помощью инструмента «мероприятия». Используя сервисы Web 2.0 у педагога появляется возможность пригласить на личные онлайн-консультации отдельных учащихся и даже их семьи. 

Проведение опросов родителей и учащихся с помощью инструмента сообщества «опрос» и формы Google -  это возможность оперативной обратной связи. Педагоги используют возможности сообщества для обучения родителей с помощью различных познавательных сайтов (лекции по воспитанию детей, поведению в сети Интернет, онлайн-тесты, например, «Какой я родитель?»  и т.д.). Наши педагоги демонстрируют родителям продукты деятельности, созданные учащимися на уроке. Не всегда ребёнок может донести домой свою поделку, рисунок, поэтому мы нашли выход: фотографируем работы в конце урока и размещаем в сообществе.
Сообщество позволяет отметить успех каждого ребенка. Надо отметить, что ребята и родители имеют возможность обсудить здесь волнующие их проблемы, задать вопросы, выразить своё отношение к происходящим в классе событиям. Родители и ребята обсуждают в сообществе подготовку мероприятий, итоги конкурсов, задают вопросы по изученным темам, уточняют домашнее задание, интересуются организацией досуга в каникулярное время и шестой школьный день, обсуждают новости, фильмы и передачи, делятся рецептами любимых блюд перед праздниками и т.д.
 В помощь образовательному процессу в сообществе размещаются ссылки на полезные сайты, блоги с познавательной информацией и обучающими играми, тренировочные задания по отработке знаний и умений по учебным предметам. Также сообщество является хорошей площадкой для организации проектной деятельности. Наши родители являются активными участниками проектов, оказывают помощь своим детям. В сообществе ребята получили возможность размещать ссылки на свои творческие работы, делится интересными находками.

Хочется отметить влияние сетевого взаимодействия на сплочение классного коллектива. Участники сообщества поздравляют друг друга с праздниками и достижениями, используя анимированные открытки, видео-поздравления, размещают фото и видео-отчеты мероприятий и праздников. Так возникает летопись жизни класса.

Работа в сетевом сообществе позволяет нашим учащимся развивать ключевые компетенции необходимые человеку XXI века: интеллектуальную активность, коммуникативность, творчество, адаптивность, социальную ответственность, критическое мышление и др. Из носителя готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе. Каждый ребёнок может проявить себя в различных видах деятельности, почувствовать себя успешным, так как учителю приходится переориентировать работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Сетевое сообщество даёт возможность не ограничивать временные рамки общения, оперативно и организованно решать возникающие проблемы, дистанционно обучаться, осуществлять обратную связь между участниками образовательного процесса, позитивно выстраивать общение.
Первоначально было много проблем. Учителям необходимо было изучить возможности сообщества и продумать, как их применить в школе. Вторым этапом нужно было зарегистрировать учащихся и родителей. Самой большой проблемой было то, что ребята забывали свои аккаунты, пароли, проходили регистрацию повторно. А вот с работой в сообществе они справились легко. С интересом подключились к сетевому общению родители учащихся начальных классов. Ведь первое сообщество «Инновашки» мы создали для учащихся первого класса. Понятно, что сами ребята на первом этапе не справились бы без помощи родителей, так как не умели читать. Не все семьи сразу активно включились в работу. Только спустя полгода многие из них осознали, сколько полезной информации можно найти в сообществе. Родители учащихся второй и третьей ступени менее активны, они считают, что их дети взрослые и сами могут со всем разобраться. Возможно, так оно и есть.
На сегодняшний день, можно сказать, что сетевое взаимодействие оправдало наши ожидания. Мы открываем для себя все больше возможностей и получаем удовольствие от совместной работы в триаде «учитель – ученик - родитель».



Комментариев нет:

Отправить комментарий