Учим детей сотрудничать

Начиная учиться в школе, многие дети неловко чувствуют себя среди сверстников, стесняются, не решаются о чем-то попросить, высказать свое мнение. Вместе с тем, потребность общения у учащихся начальной школы велика. От умения взаимодействовать с окружающими зависит комфортность ребенка в классном коллективе, его успешность в обучении, а значит и благополучие его будущей жизни.Писатель-психолог Хара Марано в своей книге "Почему меня никто не любит?" объясняет: "Зачастую популярность - единственная важнейшая определяющая того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие - колыбель развития интеллектуального. Более того, как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. И в конечном итоге они могут вообще бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. Она определяет и дальнейшее развитие личности на всю жизнь".

Поэтому считаю, что одна из основных задач учителя начальных классов развитие у учащихся коммуникативных навыков общения и взаимодействия со сверстниками и педагогами. Однако невозможно научить ребенка общаться, если не создавать для этого соответствующие условия.
Компоненты, которые необходимо учитывать при организации сотрудничества на уроке, я представила в модели:
Данная модель помогает  продумать различные варианты заданий для совместной работы, которые будут способствовать эффективному обучению. Планируя взаимодействие учащихся на уроке, необходимо ответить для себя на ряд вопросов:
Цель.  Почему я хочу использовать методы сотрудничества именно в этой учебной теме или уроке?  Какова цель сотрудничества? Какой новый, уникальный опыт приобретут мои ученики в результате сотрудничества?
Объем. Сотрудничество будет однократным, кратковременным, долговременным или будет иметь гибкий график? Сотрудничество будет происходить в пределах одного учебного класса, нескольких учебных классов, школы, местного сообщества или всемирного сообщества?
Участники сотрудничества.Кто будет принимать участие в процессе сотрудничества?
Инструменты. Исходя из моих возможностей, какие инструменты я буду использовать для сотрудничества? Какие инструменты помогут осуществить запланированные методы сотрудничества?
Методы и приемы. Какой из методов сотрудничества я планирую использовать? Будут ли учащиеся предоставлять обратную связь? Будут ли учащиеся обмениваться информацией? Будут ли учащиеся проводить исследование?
Выбор методов, приемов, упражнений организации совместного обучения напрямую зависит от поставленной задачи.
Методы и приемы, направленные на развитие умения вступать в процесс общения
«Письмо на руке». Учащимся необходимо объединиться в пары. Ведущий (один из учащихся) «пишет» печатными буквами на руке товарища слова на заданную тему. Второй ученик старается отгадать слово и объяснить его связь с темой урока.
«Собери слова». Учащимся на спину крепится карточка, где записана часть слова.Перемещаясь по классу, общаясь с одноклассниками, необходимо образоватьцелое слово (понятие), дать ему определение.
«Вавилон». Учащиеся получают карточки с буквами алфавита (по одной или несколько, в зависимости от количества учащихся в классе). Карточек для гласных и для часто встречающихся согласных должно быть в наборе несколько. На четырех карточках нарисованы звездочки. Эти карточки способны заменить любую букву.За отведенное время учащимсянеобходимо найти других игроков иобразоватьсловопо заданной теме. Тема задается учителем. Как только все игроки находят друг друга, они должны выстроиться в ряд и поднять над головой свои карточки, так чтобы можно было прочесть получившееся слово. Игра прекращается по команде учителя. Учащимся необходимо объяснить, как данное слово связано с заданной темой.
«Радуга». Ученик получает часть текста на листе цветной бумаги. За определенный промежуток времени ему необходимо найти тех учащихся, у которых материал по той же теме и восстановить порядок предложений в тексте. Если текст составлен верно, получается радуга.
Методы и приемы, направленные на развитие умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач
«Зигзаг».  Данный способ обучения можно использовать для изучения нового материала. Класс делится на группы. Каждый член группы изучает свой материал. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу ("встреча экспертов"). Затем они возвращаются в свои группы и обучают тому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
«Учимся вместе». Класс разбивается на однородные группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
«Вертушка».Данный способ обучения применяется для отработки определенного навыка каждым учащимся. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить.
«Метаплан». Данный метод удобно использовать при проведении уроков обобщения.
Этап 1 — педагог предлагает  учащимся в течение 3 мин сформулировать несколько главных понятий по заданной теме. После обсуждения они записываются на доске. Этап 2 — каждому ученику педагог предлагает цветные листочки бумаги, на которыхучащиеся записываютпонятия. Этап 3 — каждый ученик в течение определенного количества времени письменно характеризует данное понятие на листочках. Этап 4 — учащихся обмениваются своими ответами без подробных комментариев. Этап 5 — из числа участников создаются четыре творческие группы (примерно равной численности). Листочки бумаги с записанными на них ответами распределяются по группам. Каждой из творческих групп предлагается сделать анализ и обобщение информации по одному из вопросов. Творческие группы анализируют и обобщают индивидуальные ответы, вырабатывая обобщенный вариант ответа на вопрос. Творческие группы оформляют на листах бумаги результаты своей работы (рисуют рисунки, схемы, таблицы, пишут определения и т. Д.).Этап 6 — представление итогов работы творческих групп.Этап 7 — рефлексия итогов деятельности.
Методы и приемы, направленные на развитие умения делиться своими чувствами, интересами с партнером по общению; оценивать собственное поведение и поведение друг друга
«Граница». Учащиеся выстраиваются вдоль линии в одну колонну. Учитель предлагает им высказать свою  позицию относительно заданного вопроса или высказывания, сделав шаг вправо или влево от границы. Вопросы могут носить неоднозначный  характер. Определившись с ответом, учащиеся обсуждают в образовавшейся группе свой вариант ответа.
«Если бы я был…, то…» Учащийся представляет себя в образе предмета, животного, растения, литературного героя и т.д. характеризует качества и черты своего образа, обсуждает эти качества с соседом по парте или классом. Это упражнение дает участникам возможность расширить представления о себе и увидеть себя с несколько иной точки зрения.
«Сицилийские дебаты». Класс делится пополам. Независимо от личной точки зрения группы защищают позицию «за» или «против» предлагаемого тезиса. «За-сторона» - защищает идею, а «Против-сторона» - возражает.Дискуссия проходит в высоком темпе, аргументы высказываются по очереди и очень кратко. Добровольцы запускают дебаты, начав говорить попеременно. Если один из двух ораторов чувствует, что у него больше нет аргументов, то он обращается за помощью к своей группе, протягивая руку в их сторону, ладонью вверх. Это служит сигналом для его союзников, и кто-то из них может «поспешить на помощь» спорщику, быстро пожав его протянутую руку. Прежний оратор выходит из игры.
«Шесть шляп мышления». Класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. «Белая шляпа» мыслит фактами, цифрами, без эмоций, без субъективных оценок. «Желтая шляпа» – позитивное мышление. Необходимо выделить в изучаемом материале позитивные стороны и объяснить свою точку зрения. «Черная шляпа»определяет, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объясняет, почему так произошло.«Красная шляпа» – эмоциональная шляпа, связывает изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами урока. «Зеленая шляпа»– творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить изученное в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» и др.«Синяя шляпа»– философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. Данный метод можно использовать не только при подведении итогов урока, но и как форму организации при изучении нового материала.
С целью определения уровня развития коммуникативных навыков учащихся необходимо регулярно осуществлять диагностику этих умений, применяя разнообразных методы исследования. 
Методы оценивания коммуникативных навыков
Методы оценивания
Цель
Когда использовать

Инструменты
Обратная связь
Помогает учащимся лучше усвоить характеристики качественно сделанной работы
На протяжении всейработы во время групповых обсуждений
Проверочные листы
Критерии и бланкиоценивания Наводящие вопросы
Наблюдения

Помогают определить области, в которых учащиеся нуждаются в помощи учителя
На протяжении учебной темы во время групповой и индивидуальной работы
Записи
Проверочные листы
Опросы

Позволяют учащимся открыто высказать свои соображения и идеи
Во время групповой работы или обсуждений в классе
Опросники
Анкеты
Задания
Отчеты о выполнении заданий
Помогают учащимся документировать свои достижения и письменно излагать мысли и соображения.
На ключевых этапах групповой работы
 Формы
Наводящие вопросы
Самооценка и рефлексия
Дают возможность учащимся оценить собственный прогресс, эффективность обучения, поразмышлять над способами их улучшения
На протяжении всего работы устно и письменно с помощью форм.
 Проверочные листы
Наводящие вопросы
Формы
Видео и фото дневники
Наглядно документируют прогресс, реакции и размышления учащихся или демонстрируют динамику развития их качеств и умений.
На протяжении всей работы
Фотографии и
видео ролики


Комментариев нет:

Отправить комментарий